Трайбл (tribal)

Неоднократно натыкаясь на слово «трайбл», читая описания стиля, разглядывая фотографии трайбл-танцовщиц, я задавалась вопросом — в чём смысл этого танца? что за радость наряжаться в мрачные одежды? от чего у танцовщиц такие серьёзные лица? чем трайбл привлекает такое количество танцовщиц? где тут изюм?

Мастер-класс Алёны Корвель поставил всё на свои места, а Наталья Беккер заставила действительно восхититься этим стилем танца. Поэтому, пока не угас восторг, постараюсь своими словами изложить увиденное и услышанное. Хотя, конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Трайбл считается чисто американским стилем, он придуман в Америке. Основателем этого стиля является Каролина Нериккио, директор группы Fat Chance Belly Dance. 

Этот стиль изначально объединяет в себе различные фольклорные направления, фьюжн всевозможных древних техник Индии, Африки, востока и Азии. Благодаря этому трайбл — очень фантазийный стиль. На территории любой страны, он имеет достаточно широкое будущее, потому что каждая национальность развивает этот стиль по-своему, привносит в него элементы своих народных танцев. 

Трайбл-стиль относится к шоу-беллиданс. Этот стиль нельзя отнести к фольклору, поскольку такого народа как «трайбл» не было (хотя в переводе с английского «трайбл» — это «род», «племя»). Поэтому построение этого танца в конкурсной программе совершенно отличается от настоящего стиля, его чистого вида.

Каролина Нериккио, первая tribal-танцовщица

В 1974 году Каролина Нериккио, будучи совсем ещё молодой девушкой, танцевала в группе Сан-Франциско. У каждого, наверное, танцовщика, есть человек, на которого хотелось бы равняться, есть то, от чего он отталкивается в своём стиле. Так и у Каролины Нериккио был такой человек — Маша Арчер, женщина, которая танцевала в группе Сан-Франциско. Она отличалась от танцовщиц того времени тем, что исполняла синтез фольклорных танцев, кабаре и классического египетского танца. Маша Арчер старалась подать свой номер как художественное произведение с драматургией, и использовала в постановках те стили и направления, которыми владела. Общение с ней не прошло бесследно для Каролины Нериккио. 

Когда группа Сан-Франциско распалась, Каролина решила найти для себя новых творческих союзников. Поскольку она была татуирована, с пирсингом, её уроки стали популярны у девушек с альтернативной внешностью. В Америке в то время проводили очень много татуированных шоу, всевозможных конвенций, где Каролина Нериккио и её ученицы выступали со своими представлениями. Выступления строились по такому принципу, когда нет генеральных репетиций и прогонов. У них не было возможности заранее познакомиться с площадкой, со сценой, со звуком, со светом. Это явилось ключевым моментом в определении характерной черты трайбл-стиля. Программа выстраивалась таким образом, что девушки могли прийти вдвоём, втроём, впятером, малая группа, формейшн, и станцевать без подготовки импровизацию.

Импровизация строилась следующим образом: танцовщицы выстраивались в определённые форматы, с левой стороны или по центру стояла танцовщица-ведущая, которая задавала программу — какое следующее будет движение или следующая комбинация. Были разработаны специальные подсказки — «кьюз» — поворот головы, определённое движение рукой, голосовой сигнал. А если девушки танцевали друг напротив друга, они могли общаться только одними глазами. Подсказки были не видны публике, но понятны для танцовщиц. Девушки отвлекали своей яркой внешностью, звучала необычная трансовая музыка, конечно, зрители не видели сигналов, не понимали, что происходит. При этом происходила постоянная трансформация. От определённого знака-подсказки девушки могли разворачиваться, сохраняя формат построения, в другую сторону, и появлялась новая ведущая. Новая ведущая задавала новый рисунок композиции, после чего опять происходила трансформация, разворот.

То есть индивидуальная особенность стиля трайбл, его основополагающий принцип, заключается в том, что этот танец — именно импровизация, которая исполняется с ведущим и подсказками. То, что происходит сейчас на соревнованиях, на конкурсах, это конечно уже наша позиция — мы не можем выйти на конкурс без подготовки и начать работать импровизацию. Мы очень чётко всё выверяем, и это естественно при подготовке конкурсной программы. 

Костюмы трайбла отличаются тем, что носят отпечаток нескольких культур, или одной определённой. Для создания причёсок используются всевозможные спицы, цветы, то есть предметы Индии, Японии, Азии. Танцовщицы выбирают тяжёлые массивные украшения, расшивают наряды металлическими монистами. Манера исполнения тоже несколько отличается от обычной подачи ракс-шарки или шоу-беллиданс. Девушки работают несколько отстранённо, сами в себе. Это тоже не случайно, и сейчас мы подходим к названию группы Каролины Нериккио — Fat Chance Belly Dance. Это идеологизм, который не переводится, но имеет очень чёткое значение. Так как появились люди в аудитории, которые считали, что ориенталь — это экзотический танец для ублажения мужчин. И мы помним тот момент, когда женщины изменились. Женщины стали властные и сильные, они стали делать карьеру, занимать очень высокие должности, организовывать свой бизнес. Отсюда эта подача через стиль своей самостоятельности, самодостаточности. Подтекст характерной для трайбла отстранённости в том, что нет нужды улыбаться и кого-то соблазнять. То есть смысл фразы, взятой в название группы, это «Ориенталь — это не стриптиз» или «Вы не дождётесь от меня приватного исполнения». 

Что касается подсказок-кьюз, то они развивают командность, такое сестринство. Кто-то считает, что это плохо, что теряется индивидуальность. Если посмотреть с другой позиции, может быть наоборот это умение понимать друг друга, уважать друг-друга, ценить. Не быть послушным, не идти на поводу у другого, а наоборот подставить своё плечо. 

Трайбл-стиль очень творческий, в нём позволительно всё. В этом стиле соединяются как и всевозможные направления современной хореографии, и джаз, и фьюжн, и хип-хоп, и брейк-данс, латина, так и народные танцы Индии, Африки. И это очень здорово, потому что каждый из нас может создать свой стиль, своё направление, что и происходит сейчас. Танцовщицы изучают всевозможные танцевальные направления, и выражают себя в этом стиле, для того, чтобы отличаться от других. И чем больше у танцовщицы набор лексики, движений, стилей, тем она выигрышнее отличается, тем интереснее на неё смотреть.

Комментариев: 1

Стрип-bellydance

Год назад в «Городке» меня безумно удивляли объявления типа «Танец живота, стрип-пластика, запись по телефону…» А почему не «танец живота и хип-хоп»? Или не «танец живота и R&B»? Почему именно стриптиз-то? Причём у нескольких разных преподавателей…

Потом мне как-то позвонила по объявлению девушка и спросила: «А вы стрип-пластику преподаёте?» Объявление было примерно следующего содержания: «Танец живота. Студия восточного танца Шафран приглашает на занятия…» На мой взгляд, никакого намёка на стрип-пластику нет. А у человека уже шаблон — где ТЖ, там рядом и стрип.

А на прошлом занятии Яночка, ученица, рассказала, что на 23-е февраля видела выступление двух барышень. Не очень симпатичненьких. Попросту страшненьких. Барышни были в костюмах для танца живота и танцевали, вроде бы, беллиданс. Делали ключ, круг грудью, волну, что-то ещё. А потом под музыку, пластично-артистично, как так и надо, разделись… И дальше танцевали без костюмов, но с аксессуаром — питоном, с виду довольно квёлым.

Н-да… Что тут скажешь… Комментировать — только портить.

Комментариев: 1